на дежурстве были 3 брига, увидев турецкие корабли, они стали уходить но "Меркурий" остался, чтобы разведать подробнее. Сам он был уже старым и требовал ремонта парусов. Турки погнались за ним, а "Меркурий" не мог удрать от них, поэтому во время кратковременного штиля ("Меркурий", используя вёсла, понемногу стал уходить от погони) было принято решение принять бой. На бриге были только карронады, которые использовались для поражения личного состава. Задул ветер и бриг догнали 2 линкора - "Селимие" и "Реал-бей". Русские стали стрелять карронадами по мачтам, в итоге один корабль турок стал отставать, затем и другой. Сохранилась запись турецкого штурмана об этом бое: «Во вторник с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских судна. Мы погнались за ними, но догнать могли только один бриг. Корабль капудан-паши и наш открыли тогда сильный огонь… Неслыханное дело! Мы не могли заставить его сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя по всем правилам морской науки так искусно, что стыдно сказать: мы прекратили сражение, а он со славою продолжал свой путь. Во время сражения мы поняли, что капитан этого брига никогда не сдастся и скорее взорвет себя на воздух. Если чье-либо имя достойно быть начертанным золотыми литерами на храме славы, то это имя капитана этого брига." Вот так вот, ребятки!
Спасибо за оценки! Ждите ещё! Вот вам про "Шарнхорст", однотипный с "Гнейзенау":
Адмирал Брюс Фрэйзер собрал офицеров на борту «Герцог Йоркский» и сказал: "Джентльмены, битва с «Шарнхорстом» закончилась для нас победой. Я надеюсь, что любой из вас, кому когда-либо придется вести свой корабль в бой с намного сильнейшим противником, будет командовать своим кораблем так же доблестно, как сегодня командовали «Шарнхорстом».
Вспомнилась какая-то немецкая песня: "На могиле моряка розы не растут"...
Добавлено (11.06.2011, 11:56) --------------------------------------------- К сожалению, поездка перенесена из-за проблем с теплоходом, и поэтому я не смогу сделать репортаж (я уезжаю в лагерь и чисто теоретически не смогу участвовать в походе).
Сегодня, 1 июня 2011 года, открывается 53-ья навигация Детского Речного Пароходства.
Хоть и с большим опозданием, но поздравляю! Попутного ветра и семь футов под килем! ЛиК, спасибо за "Меркурий", сам хотел о нём написать. Вообще, все тут пишут о кораблях, но ведь сами по себе они всего лишь груда металла\дерева\пластика. Люди - вот что главное. Об одном человеке, вернее Человеке, я и хочу рассказать. Точнее, дам ссылку, там всё. Всем неравнодушным к морю - ЧИТАТЬ НЕПРЕМЕННО! Собственно, ссылки: http://www.dkws.org.ua/eg/index.html Тут много информации и комментарии самого Евгения Александровича: http://forum.katera.ru/index.php?/topic/7465-dvazhdi-vokrug-sveta/
P.S.
Quote (Valeraholera)
В принципе у немцев всё было гораздо более технологичней, чем у остальных.
О! Надо будет прочитать, как только время появится! А я тут эпизодик интересный нашёл. Мне об этом папа рассказывал, а тут в Инете наткнулся:
Доблестный флот СССР
Сегодня мы часто слышим в новостях, о том, что в Красном море опять захвачено очередное гражданское судно сомалийскими пиратами. Не помогает ни патрулирование кораблей НАТО, ни присутствие отдельных военных судов других стран, ни наземные поиски виновных в нападениях на мирные суда. Да их и не сильно ищут, возможно кому-то выгодно такое положение дел, нагнетание угроз в регионе. А когда то в этом районе красного моря на архипелаге Дахлак был пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ СССР, который был форпостом СССР в этих водах и гарантией безопасности судоходства в регионе. Там стоял БДК с морской пехотой, они и охраняли базу. В 1990 году шла гражданская война в Эфиопии, для выполнения задач конвоирования советских судов к архипелагу прибыл морской тральщик «Разведчик» капитана 3 ранга Виктора Носенко, входивший в состав ордена Ушакова I степени бригады тральщиков ЧФ, он сразу попал под огонь наземных ракетных установок повстанцев. Но задачи свои выполнял безукоризненно, прикрывал собой советские танкера, которые шли через архипелаг, от обстрела с берег. Однажды при проводке дальневосточного танкера «Интернационал» ночью был атакован катерами, так называемой Эритреи. Они были быстроходны и вооружены орудиями, но тральщик выиграл бой и потопил один пиратский катер. И сегодня об этом стоит помнить, как надо давать отпор таким пиратам.
Quote (Винторез)
Хоть и с большим опозданием, но поздравляю! Попутного ветра и семь футов под килем!
С-189 На лодке данного типа (а именно С-13) Маринеско отправил ко дну 10600 немцев, из них - 70 экипажей для подводных лодок. Стал личным врагом Фюрера. __________________________________________________________________________________
Неизвестный мне лайнер
Всё это я видел сам в Питере, отчасти сам и фотографировал. В общем, сбылась у меня мечта - посмотреть большие корабли!
Вроде с ней что-то нехорошее хотят сделать? Ходят слухи...
Quote (kolovorot)
Ледокол "Красин"
Тот самый?
Quote (kolovorot)
Яхта Bigfish
Не люблю такие...
Quote (kolovorot)
"Юный балтиец"
Рыболов? Видел похожие "трапы" на бушприте у венецианских рыболовных судов для промысла марлинов. Правда, там это было сделано в виде длиннющей поднимающейся и опускающейся фермы. Кстати, судя по рангоуту, это гафельная шхуна?
А вот фотографии моделей навели на грустные мысли... Вспомнились "Мистрали"... и общее положение на флоте... Такое чувство, что скоро российский флот можно будет увидеть только в виде вот таких вот пластмассовых моделек.
Я бы тоже не купил такую... А вот яхту типа "Киев"...
Quote (Винторез)
А вот фотографии моделей навели на грустные мысли... Вспомнились "Мистрали"... и общее положение на флоте... Такое чувство, что скоро российский флот можно будет увидеть только в виде вот таких вот пластмассовых моделек.
Это да. Единственный авианосец (сказал грубо, правильно - ТАКР) у нас и то стоит в Североморске, а не на дежурстве. Никто не считает его нормальным боевым кораблём (и спрашивается, есть ли ум у этих людей?), а ведь на нам до 70 машин типа Су-33, Су-25 (военно-морской вариант), вертолёты Ка-27 и Ка-32 + 12 ракет "Гранит", каждая из которых способна уничтожить корабль. В любое время и погоду...
Quote
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что единственный российский авианосец, как боевая единица, на текущий момент ничего из себя не представляет и используется лишь как школа для палубных летчиков.
К стенке поставить надо за такое...
Скорость данной фигни составляет 18 узлов, а скорость нашего вертолётоносца "Москва" - 32 узла!
Quote (Винторез)
Рыболов? Видел похожие "трапы" на бушприте у венецианских рыболовных судов для промысла марлинов. Правда, там это было сделано в виде длиннющей поднимающейся и опускающейся фермы.
Тоже сильно люблю корабли сам рисую, срисовываю, читаю. Тема оч нравится, проблемы с инетем хотел выложить инфу, но потом Только действия человека говорят о его личности и его отношении к вам.Не верьте словам. Просто наблюдайте. И вы увидите истину...
Сообщение отредактировал ВинтарьВС - Воскресенье, 04.09.2011, 17:46
Добавлено (08.09.2011, 16:26) --------------------------------------------- Интересные фотографии, спасибо. Да, а наши корабли продают за кордон, что бы там из них аттракционы делали...
А вот страничка, правда навевает грустные мысли о родине...
Класс вот это реально крутые корабли)) kolovorot, молодец Только действия человека говорят о его личности и его отношении к вам.Не верьте словам. Просто наблюдайте. И вы увидите истину...
Интересные фотографии, спасибо. Да, а наши корабли продают за кордон, что бы там из них аттракционы делали...
Да уж, не повезло "Киеву"...
Quote (ВинтарьВС)
Класс вот это реально крутые корабли))
Реально крутые корабли - это были наши корабли. "Киев", "Кузнецов", "Слава" - убийца авианосцев... Доживают они последние дни, чувствую я. А меня, кстати, посетила мысль. Если бы был я министром промышленности (или что стесняться - руководителем страны), то построил бы я небольшой городок-музей, куда отводил бы отслужившие свой срок корабли, самолёты, сухопутную технику. Вот это музей был бы!
Дизель-электроход был построен в 1955 году на верфи Národný Podnik Škoda Komárno (сейчас Slovenské lodenice Komárno a.s.) в Комарно (Чехословакия, сейчас — Словакия). Судно построено по проекту 785 во второй серии. С момента постройки теплоход носил имя «Украина», в феврале 2010 года был переименован в честь Волжской Булгарии — древнего государства на территории современного Татарстана. До 1962 года принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству (ВОРП), порт приписки — Горький, затем был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время — ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“», генеральный директор — Валерий Незнакин, крупнейший акционер — Михаил Антонов), порт приписки — Чайковский. В 2000—2010 годах арендаторами теплохода были «Казанская судоходная компания», «Водафлот», «Волгатур». Затем теплоход был арендован ООО «Бриз» (генеральный директор — Валерий Незнакин}, которым в июне 2011 года теплоход был сдан в субаренду казанскому ООО «АргоРечТур» (директор — Светлана Инякина) , которое имело плохую деловую репутацию и не входило в Единый реестр туроператоров, что означает отсутствие прав организовывать перевозки. Продажей билетов на круизы на теплоходе для разных туроператоров в последние годы занималась казанская фирма «ИнтурВолга». Пассажиры отдельно, как правило, не страховались, в том числе и в потерпевшем крушение рейсе, но входили в программу обязательного страхования на транспорте (с компенсацией родственникам 120 МРОТ, или 519 тыс. руб) в случае смерти и обычного медстрахования по полисам ОМС в случае необходимости лечения. Теплоход ходил по водохранилищам и крупным озёрам бассейна реки Волги (в том числе по Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы. В ночь с 4 на 5 сентября 2008 года, находясь на отстоечном пассажирском рейде, судно вышло за его границу и село на мель всем корпусом недалеко от речного порта Казани (1311-й км Волги). Через 2 часа вызванный буксир-толкач снял судно с мели, и оно благополучно вернулось в речной порт.
Катастрофа
Причина Затопление Место Куйбышевское водохранилище, 1406 километр р. Волга, между 81 и 82 буем вблизи пос. Сюкеево Камско-Устьенского района Республики Татарстан в 2560 метрах от правого берега Страна Россия Дата 10 июля 2011 года Время 12 часов 40 минут Погибших 122 человека Пострадавших 14 человек (9 человек госпитализировано в связи с порезами и ушибами, 5 после оказания первой помощи направлены на амбулаторное лечение) Место крушения 9 июля 2011 года дизель-электроход «Булгария» вышел из Казани в Болгар в двухдневный круиз выходного дня, уже имея крен на правый борт. Маршрут круиза проходил по акватории Куйбышевского водохранилища. На следующий день, 10 июля, в 11 часов 15 минут теплоход отправился из порта города Болгар в обратный путь, также имея крен. Примерно в 12 часов 40 минут (MSK), при плохих погодных условиях (прошёл ливень и дул шквалистый ветер), при манёвре и выходе на главный судовой ход судно ещё сильнее накренилось на правый борт. Произошло затопление палуб и внутренних помещений, в результате чего в течение короткого времени теплоход «Булгария» полностью затонул на глубине около 18 метров. Крушение произошло в 2560 метрах от правого берега Волги, в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана. С терпящего бедствие судна две имевшиеся на борту шлюпки спустить не удалось, были задействованы только два надувных плота и индивидуальные спасательные жилеты на некоторых пассажирах. Из находившихся на борту 205 (по спискам 209 пассажиров, но четверо не смогли отправиться в круиз) пассажиров (в том числе 25 незарегистрированных и 50 детей) и членов экипажа 79 человек спасены теплоходом «Арабелла». Капитан Александр Островский погиб. Тела капитана, его гражданской жены и его сестры Ларисы Петуховой, приехавшей в Казань в гости из Минска, были найдены 12 июля. Отмечается, что из пассажиров судна спаслись 28 %, а из членов команды — 69 %. По свидетельству пассажиров, пока они были в воде 1,5—2 часа, грузовоз «Арбат» (всего через 40 минут после затопления) и танкер «ВолгаНефть-104» проследовали мимо, не оказав им помощь, и только экипаж подошедшего позже теплохода «Арабелла» несколькими заходами на 5 шлюпках спас всех, кто был виден на воде. Пассажиры проходящего мимо скоростного теплохода «Метеор» начали снимать тонущих людей на мобильные телефоны, хотя потерпевшие бедствие умоляли не делать этого. Затем «Метеор» подобрал двух находящихся в воде потерпевших и ушёл в Казань. От помощи буксира «Дунайский-66», шедшего в составе двух барж, капитан «Арабеллы» отказался. Далее в спасательно-поисковой операции были задействованы несколько крупных плавсредств, несколько десятков водолазов и специалистов, 3 вертолёта ведомств, а также несколько десятков небольших частных плавсредств добровольцев. По основной версии Следственного комитета Российской Федерации, теплоход «Булгария» вышел из речного порта Казани с неработающим левым двигателем и с креном на правый борт, что могло быть вызвано заправкой только одного топливного бака и неопустошением канализационных ёмкостей. Открытые и неплотно закрывающиеся иллюминаторы трюма, по конструктивным особенностям судна располагающиеся очень близко к ватерлинии, также способствовали очень быстрому наполнению помещений теплохода забортной водой. Члены экипажа признались, что несмотря на крен и волнение, открыли иллюминаторы всего в 60 см от воды Быстрое затопление судна также связывают с конструктивной особенностью — отсутствием водонепроницаемых переборок в корпусе, износом и техническими неисправностями, которые в последний год часто наблюдались пассажирами, но не побудили остановить эксплуатацию судна его собственником ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“» из Перми и туроператором «АргоРечТур» из Казани, в том числе и когда пассажиры и члены экипажа данного рейса безуспешно просили капитана прекратить плавание из-за поломок в Болгаре. Кроме того, суда проекта 785 имеют сравнительно низкую поперечную остойчивость (например, относительно аналогичных проектов двухпалубных судов тип 860 «Ерофей Хабаров» и тип 305 «Дунай») ввиду узости корпуса, то есть малой абсолютной и относительной ширины (на 3 метра меньше, чем у тех проектов) при бо́льших длине, водоизмещении и осадке. Несмотря на формальное нарушение в рейсе разрешённого количества пассажиров на борту (см. ниже), технического перегруза, по всей видимости, не было, так как корабль был рассчитан на бо́льшую грузоподъёмность (40 тонн данного проекта серии II) и проходил испытания на предельные значения (2000 человек). После отказа предыдущих арендаторов («Водафлот» и др.) от изношенного и небезопасного судна, в начале 2011 года судовладельцы обращались с предложением об эксплуатации теплохода в предстоящий сезон к другим арендаторам и туроператорам («Фарватер», «Волжские путешествия» и др.), но получили отказ ввиду ненадлежащего технического состояния судна (требовавшего 7 млн руб. на капремонт) и данных о дисциплинарных и общекадровых претензиях к экипажу. По данным Российского союза туриндустрии, «Булгария» — единственный из круизных теплоходов на Волге, который за три десятилетия не прошёл капремонт и переоборудование, хотя в июне был допущен к перевозкам.Конструктор фирмы-производителя из Словакии удивился продолжению эксплуатации в России судов данного проекта и сообщил, что с момента производства советские речники обращались за документами только один раз 30 лет назад для капремонта. С того времени мелкий ремонт многочисленных неисправностей и техобслуживание теплоход проходил на Пермском судоремонтном заводе, а капремонт планировался на 2012 год. По сведениям информагентства АР, судно не имело многих современных устройств безопасной навигации. Министерство транспорта Российской Федерации, однако, заявило, что потерпевший крушение теплоход проходил проверку 15 июня 2011 года и был признан технически годным. Несмотря на очевидную техническую неисправность в виде неработающего левого двигателя и крен, руководитель ООО «АргоРечТур» Светлана Инякина 11 июля 2011 года заявила (текст в редакции источника): Всё в порядке было с теплоходом. По регистровым документам всё в порядке было, в технически годном состоянии был теплоход. Это просто штурмовое предупреждение и сильный ветер. В шторм попали, и залило трюма. Владелец «Булгарии» ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“» ни выразило публично оценки трагедии и соболезнований, ни подверглось каким-либо ограничительным следственно-оперативным действиям правоохранительных органов, а также опровергло слухи о бегстве своего основного акционера Михаила Антонова за границу.Привлекаемые к уголовной ответственности Светлана Инякина и Яков Ивашов вины не признали (см. события 13 июля). не знаю, выкладывал кто-то ил нет.
а я поступила в КЮМ (клуб юных моряков), на морское дело. Летом буду юнгой, а через пару лет, возможно, отправлюсь в недельное плавание в море.
Сообщение отредактировал Vener@ - Четверг, 08.09.2011, 20:05
Данную статью читал в папином журнале, решил поделиться с вами, дабы знали корабли-герои и чтили моряков, которые сражались и отдали свою жизнь.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ МОНИТОРА «УДАРНЫЙ»
Водоизмещение стандартное, т — 365 полное, т — 385 Длина наибольшая, м — 53,65 между перпендикулярами, м — 53,4 Ширина по корпусу, м — 10,8 габаритная, м — 11,1 Высота борта, м — 2,15 Осадка средняя, м — 0,82 Вооружение: 130-мм орудия Б-7 — два 45-мм орудия «41 -К» — два пулеметов 4X7,62 мм — четыре Боезапас к 130-мм — 200 шт., к 45-мм — 1000 Мощность двигателя, л. с — 2x800 Скорость, узлов — 11,6
Когда осенний норд-ост набрасывается на мелководный черноморский Егорлыцкий залив, его вода вскипает пенными гребнями и высокие волны с ревом начинают накатываться на берег и бессильно опадать, оставляя на нем окатанную гальку, водоросли, мелкую рыбешку. Выбрасывает море и иное: нет-нет да и звякнет о камни позеленевшая латунная гильза или ржавым пятном ляжет на песок осколок снаряда...
Память народная... Она бережно хранит в своих потаенных уголках бесценные крупицы сведений о событиях, происшедших здесь почти сорок пять лет назад. Поговорите с местными рыбаками — и они расскажут вам, что в сентябре сорок первого в Егорлыцком заливе сражался с фашистскими самолетами советский военный корабль. Они поведают вам о том, как в течение многих часов наши моряки героически отражали налеты немецких бомбардировщиков, оставаясь до конца на боевых постах.
Кто же они — эти герои? Что за корабль вел здесь свой последний бой во имя грядущей победы над фашизмом?
В августе 1957 года экспедиция спортсменов-подводников Одесского морского клуба ДОСААФ обнаружила на дне залива остов военного корабля. Характерные обводы указывали, что это монитор. Очистив часть борта, прочли и название — «Ударный». Более двадцати лет работали здесь поисковые экспедиции...
Каждый год приносил новые и новые бесценные находки. Из глубины лет вставала история героического флагмана легендарной Дунайской флотилии. Аквалангистам Одессы, Киева и Николаева удалось не только поднять со дна залива личные вещи моряков, судовые документы, оружие, но и восстановить список личного состава. Разыскали и немногих оставшихся в живых участников последнего боя «Ударного».
Первый из пяти
Мониторы «Ударный», «Железняков», «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев» составляли ударную силу Дунайской флотилии. В первые, самые тяжелые для нашей Родины месяцы Великой Отечественной войны они участвовали в оборонительных сражениях на Дунае и Южном Буге, в Днепро-Бугском лимане и Керченском проливе. Уже 25 — 26 июня моряки-дунайцы вместе с пограничниками высадили десанты на захваченный врагом берег в районах мыса Сатыл-Ноу и Старой Килии и удерживали занятую территорию до приказа об отходе в Одессу. Это был месяц напряженных боев, беспрерывного отражения атак превосходящих сил противника, месяц ежедневного, ежечасного героизма каждого участника десанта, каждого члена команд боевых кораблей. Давая оценку действиям моряков, нарком Военно-Морского Флота СССР Н. Г. Кузнецов 16 июля 1941 года телеграфировал командующему флотилией контр-адмиралу Н. О. Абрамову: «Дунайская военная флотилии действовала храбро и решительно, полностью выполнила поставленные перед ней задачи, показав прекрасные образцы боевой работы. Уверен, что славные дунайцы и впредь будут бить противника так же, как они били его на Дунае».
После прорыва кораблей флотилии в Одессу, затем в Николаев, мониторы «Жемчужин» и «Ростовцев» были направлены под Киев, где они сражались в составе Пинской флотилии, а монитор «Мартынов» принял участие в обороне Никополя. Их судьбы сложились трагически — после форсирования фашистами Днепра корабли оказались отрезанными от основных сил флотилии. Израсходовав весь боезапас, моряки подняли сигнал «Погибаю, но не сдаюсь» и взорвали свои корабли.
Монитору «Железняков» довелось в огне сражений пройти всю войну: он воевал на Днепре, Южном Буге, Кубани, бил фашистов на Азовском и Черном морях и закончил свой боевой путь, вернувшись в сентябре 1944 года на родной Дунай. В 1965 году корабль был установлен на пьедестале Киевского завода «Ленинская кузница» как символ доблестного труда судостроителей и героизма советских моряков.
Коротким, но славным путем прошел флагман флотилии монитор «Ударный». Как и многие другие корабли этого класса, его построили на киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница». В 1935 году монитор был спущен со стапелей и в 1936-м вошел в состав Днепровской флотилии. За три года эксплуатации выявились некоторые конструктивные недостатки, поэтому в 1938-1939 годах корабль модернизировали: установили два новых дизеля 38-КР-8 мощностью по 800 л. с., изменили форму носовой оконечности корпуса. Это значительно повысило скорость, улучшило мореходные качества.
Монитор имел мощное по тому времени вооружение — его главный калибр составляли два 130-мм дальнобойных орудия, установленных в носовой части. В барбете второй башни находился запасной командный пост управления монитором. Небольшая узкая надстройка с боевой рубкой располагалась ближе к корме, что существенно увеличивало кормовой сектор обстрела орудий главного калибра. Корректировка артиллерийского огня осуществлялась с выдвижного поста, возвышавшегося на телескопическом основании.
Вооружение монитора дополнялось двумя установленными в носу и корме двухорудийными башнями с универсальными зенитными 45-мм полуавтоматами, четырьмя размещенными на корме и в спонсонах надстройки башнями со счетверенными пулеметами МК-4. Экипаж монитора по штатному расписанию насчитывал 98 человек.
Флагманом флотилии «Ударный» стал в 1940 году, после перехода его вместе с другими кораблями на Дунай. Там он и принял боевое крещение 22 июня 1941 'года. За три первых месяца Великой Отечественной войны «Ударному» довелось участвовать в боях на Дунае, высаживать десанты, оборонять Измаил, совершить переход штормовым морем в осажденную Одессу, воевать под Вознесенском и Новой Одессой, оборонять Николаев и Херсон, защищать Тендровский боевой участок.
11 сентября 1941 года на Каховском плацдарме немецко-фашистские войска прорвали фронт обороны 9-й армии и захватили Очаков, Николаев и Херсон, отрезав тем самым корабли Дунайской флотилии и Тендровский боевой участок от главных сил Красной Армии. Расположенная у трассы единственной морской коммуникации между осажденной Одессой и Севастополем, Тендра стала ключом к морским воротам Одессы. Именно поэтому сюда были стянуты все вспомогательные части флотилии. Заняв оборону на рубеже Збруевка, Чулаковка и Железный порт, они обеспечивали эвакуацию войск и боевой техники на Тендру. Моряков-дунайцев, оборонявшихся в Кинбурнских песках, поддерживали артиллерийским огнем мониторы «Ударный», «Железняков», минная база «Колхозник» и бронекатера.
"Погибаю, но не сдаюсь!"
Промозглое осеннее утро 20 сентября 1941 года. Под покровом тумана стягивались к селу Ивановка, живописно раскинувшемуся на берегу Егорлыцкого залива, отборные части фашистов. Ревели грузовики, ползли, продавливая глубокие колеи, танки и бронетранспортеры, змеились маршевые колонны пехоты. И вдруг мерный рокот моторов перекрыли орудийные выстрелы — в дымке, окутавшей залив, показался силуэт советского военного корабля. Фонтаны разрывов расчленяли колонны, разносили в куски боевую технику. Враг вынужден был остановиться, а затем и отойти от Ивановки.
«Ударный», а это был именно он, беспрерывно вел огонь по скоплениям немецких войск. Но к полудню с моря подул ветер, туман рассеялся, небо очистилось от туч, и в атаку на монитор ринулись вызванные по радио пикирующие бомбардировщики. На корабле сыграли воздушную тревогу. Задраены люки, ощетинились огнем зенитные пулеметы. Первый же самолет, спикировавший на корабль, был сбит меткой очередью, но за ним на монитор устремился второй, третий... пятый. Лишенный из-за мелководья возможности маневрировать, «Ударный» представлял удобную цель для фашистских стервятников. После одной из атак корабль потерял ход — бомба с немецкого пикировщика попала в машинное отделение. И все же зенитные пулеметы «Ударного» не смолкают, а орудийные стволы продолжают посылать снаряд за снарядом в окопавшихся на берегу фашистов. Задымил еще один «юнкерс» и, резко снизившись, ушел в сторону Днепровского лимана.
Лишенный хода монитор сносит в глубь залива. Все злее, все ожесточеннее становятся атаки фашистских самолетов. Сейчас трудно установить, по чьей инициативе орудия главного калибра стали бить шрапнелью по «юнкерсам» — то ли это была находка лейтенанта Павла Кручина, влюбленного в свое дело артиллерийского офицера, то ли опытных комендоров Беляева и Ларионова. Но цель была достигнута — на какое-то время фашистские летчики, ошеломленные ожесточенным сопротивлением корабля, ослабили свои смертоносные атаки.
Ничто не могло сломить команду «Ударного». Растерянности и паники не возникло и после очередного захода пикировщиков, когда бомбы накрыли боевую рубку и там погибли командир монитора, комиссар и большинство офицеров. Пулеметчики Иван Харитоненко, Павел Борульник и Иван Любенко, истекая кровью, no-прежнему встречали «юнкерсы» огненными трассами, командир отделения живучести Илья Горулев вместе с машинистами Дмитрием Яковлевым и Николаем Бабьяком, старшиной I статьи Дмитрием Петрушковым и другими матросами под градом осколков заделывали многочисленные пробоины, чтобы корабль мог оставаться на плаву и вести бой.
Но слишком неравными были силы — один монитор против двух десятков бомбардировщиков. Окутанный клубами дыма «Ударный» все больше и больше уходил под воду. Командир дивизиона капитан-лейтенант В. А. Кринов отдал приказ погрузить раненых в единственную уцелевшую шлюпку и покинуть тонущий корабль. Прикрывая отход товарищей, оставшиеся на борту усилили огонь по самолетам. Запылал еще один стервятник, пораженный меткой очередью Александра Магницкого... Но это стало последней победой погибающего корабля. С развевающимся флагом «Ударный» ушел на дно.
...Когда осенний норд-ост набрасывается на мелководный Егорлыцкий залив, его вода вскипает пенными гребнями и высокие волны с ревом начинают накатываться на берег. Нелегко в такое время добраться до берега, немногих матросов «Ударного» удалось ночью подобрать местным рыбакам. Оставшиеся в живых вскоре вернулись в строй и продолжали свою службу — одни на кораблях, другие — в морской пехоте.
Память
Перед зданием музея истории судостроения в городе Николаеве установлена поднятая аквалангистами орудийная башня «Ударного». Помимо нее, участникам экспедиции по местам боевой славы удалось достать со дна залива кормовой государственный герб легендарного монитора, счетверенные пулеметные установки, матросские дневники, письма, фотографии... Все это стало сейчас достоянием истории — бесценные реликвии хранятся в музеях Краснознаменного Черноморского Флота и обороны Одессы.
В 1971 году на берегу Егорлыцкого залива аквалангисты Одесского медицинского института имени Н. И. Пирогова установили памятник героям-морякам. На открытие мемориала приехали ветераны Дунайской флотилии, родственники погибших. Трижды прогремели залпы артиллерийского салюта, легли на воду венки из живых цветов, приспущен к набегающей волне овеянный славой Военно-морской флаг. Минута молчания...
Память народная! Пусть бережно хранит она бесценные крупицы сведений о событиях Великой Отечественной войны. Пусть навсегда останутся в ней имена тех, кто отдал свою жизнь в борьбе с фашизмом.
kolovorot, кстати, ты читал про Е.А. Гвоздёва (по той ссылке, что я давал)? Интересно просто твоё мнение об этом человеке.
Ну, скажем, весь сайт я не осилил, но определённые статейки прочитал. В общем, в море, это, наверное, сорвиголова! Ибо никто из обычных моряков не пойдёт в шторм в море. Но именно это и делает его настоящим моряком, тем более, что ходил он на "посудине" (яхта довольно небольшая). Кстати сказать, вспомнил (когда читал про Гвоздёва), про Джошуа Слокама и его плавание на "Спрее". Надо будет порыскать в Интернете и найти статью из "М-К" ("Моделист-Конструктор"), найду - выложу.
Quote (Винторез)
Спасибо за статью!
Пожалуйста!
Quote (Винторез)
Опередил
Я его недавно нашёл, но уж очень удобно - все картинки на одном ресурсе.